Типы и технология модульных промышленных покрытий. Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров | Промоакции

Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров

Рост затрат на авиакеросин существенно превысил доходы авиакомпаний от перевозок, топливо для ряда компаний подорожало на 24–58% за год, выяснила Росавиация. Поднять цены на билеты не позволил ограниченный спрос

Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Насколько выросли затраты на авиакеросин

Росавиация в соответствии с поручением аппарата правительства проанализировала данные пяти крупных («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Уральские авиалинии», Utair) и выборочно трех региональных перевозчиков («Комиавиатранс», «Якутия», «Нордавиа») за январь—сентябрь 2017 и 2018 годов.

Подлинность письма подтвердил отраслевой чиновник, знакомый с содержанием документа.

В ходе проверки ведомство выяснило, что доля затрат на авиатопливо в общем объеме расходов на выполнение перевозок в 2018 году увеличилась у каждой авиакомпании на 2–7 процентных пункта (с 14–30 до 16–35%). Меньше всего доля расходов на авиакеросин у «Сибири», наибольшая — у «Нордавиа» (35%), посчитали сотрудники ведомства.

Ряд российских авиакомпаний из-за роста цен на авиакеросин получил убытки от перевозок за январь—сентябрь 2018 года против прибыли годом ранее, следует из материалов Росавиации. Среди них — «Аэрофлот», Utair и «Якутия».

Средняя стоимость одной тонны топлива в 2018 году увеличилась для авиакомпаний на 9–16 тыс. руб. — это рост от 24% для «Комиавиатранса» до 58% у «Якутии». Из пятерки крупнейших перевозчиков больше всего средняя цена авиакеросина выросла у «Аэрофлота» (+38%), меньше всего — у «Уральских авиалиний» и Utair (+31%).

Как компенсировать затраты

Специалисты Росавиации рассчитали, что цена билета (средний доход авиакомпании на одного пассажира) увеличилась от 4% (у «Аэрофлота») до 18% у «России». Utair единственная среди перевозчиков снизила стоимость — на 0,1%. Как указывают специалисты ведомства, рост стоимости топлива для каждой авиакомпании в 2018 году существенно выше роста цен на билеты. «При ограниченности платежеспособного спроса на авиаперевозки со стороны пассажиров российские авиакомпании не имеют возможности возмещать увеличивающиеся расходы на топливо за их счет», — говорится в письме.

В результате у большинства из этих восьми перевозчиков финансовые результаты от основной деятельности (валовая прибыль) существенно ухудшились по сравнению с январем—сентябрем 2017 года. Ряд авиакомпаний ушел в минус по итогам девяти месяцев: «Аэрофлот» (-13,57 млрд руб.), «Россия» (-1,88 млрд руб.), Utair (-1,42 млрд руб.), «Комиавиатранс» (-533,4 млн руб.) и «Якутия» (-406,87 млн руб.).

При этом специалисты Росавиации уточняют, что выделить степень влияния только роста цен на топливо на финансовый результат перевозчиков невозможно, так как на показатели финансово-экономического состояния компаний влияет множество факторов (маршрутная сеть, курс нацвалюты и стоимость аренды самолетов, платежеспособность пассажиров).

Еще 14 августа Минтранс предложил авиакомпаниям компенсировать рост цен на керосин, чтобы они не повышали стоимость билетов. Речь шла о выделении 22,5 млрд руб. По прогнозам ведомства, совокупный рост цены на авиакеросин по итогам года мог составить до 30%.

В конце октября президент Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о компенсации авиакомпаниям из-за цен на топливо и представить предложения до 1 марта 2019 года. 19 января глава Минтранса Евгений Дитрих сообщил, что пока компенсацию на повышение стоимости авиакеросина авиакомпании не получили.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что зарубежные и российские перевозчики используют сходную тактику компенсации убытков, связанных с повышением цен на топливо при необходимости сдерживать цены на билеты. По его словам, в этом случае авиакомпании могут получать доход от предоставления дополнительных услуг: от провоза багажа сверх установленной нормы до платной регистрации с выбором места.

«Сейчас держать цены до упора есть возможность далеко не у всех участников рынка, поскольку к извечным проблемам дорожающего топлива прибавилась еще проблема повышенной ставки НДС, поэтому до конца года билеты не могут не подорожать. Рост, на мой взгляд, составит порядка 8% по дорогим дальним направлениям, а вот на внутренних, относительно дешевых рейсах, скорее всего, нельзя исключать рост и на 15–20%», — добавил Жарский.

Реакция авиаперевозчиков

О возросших тратах на авиатопливо не раз заявляли российские перевозчики. Одной из первых озаботилась ростом стоимости топлива авиакомпания S7. В декабре 2017 года совладелица S7 Наталия Филева сообщила о сговоре российских нефтяных компаний, который приводит к завышению цен на керосин.

«Мы не можем переложить рост цен на пассажира. Это конкурентный рынок, мы не можем диктовать любые цены», — сообщил РБК представитель авиакомпании в понедельник.

​Гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в начале июня 2018 года говорил, что авиакомпании вынуждены повышать цены из-за роста стоимости керосина и аэропортовых сборов. При этом он подчеркивал, что билеты дорожают «постепенно», а половина рейсов внутри страны нерентабельна.

В начале сентября «Аэрофлот» вслед за другими компаниями заявил об ухудшении финансовых показателей из-за роста цен на авиакеросин. В первом полугодии 2018 года перевозчик показал убыток на 7,2 млрд руб., в компании это объясняли возросшими расходами на топливо. Позже «Аэрофлот» уточнил, что по итогам года может потерять 55 млрд руб. из-за топлива и девальвации рубля.

Президент Utair Павел Пермяков сообщил РБК, что затраты перевозчика на авиакеросин за январь—сентябрь составили 12,77 млрд руб., их доля выросла до с 24 до 29%, но перевозчик не поднимал цены на билеты. «Жесткая конкуренция за пассажира не позволяет авиакомпаниям повышать тарифы. Цены могут сильно вырасти, если перевозчики урежут флот или один из них уйдет с рынка», — добавил он. Еще в конце лета Пермяков предупреждал об ухудшении финансовых результатов из-за роста расходов на топливо. По его словам, авиакомпания может закончить год с убытком в десятки или даже сотни миллионов рублей.

РБК направил запросы в «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Якутию», «Нордавиа» и Минтранс.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

tak.ru

linkwmr.ru